Диалог • Николаев,
Москва*
Одна из
первых советских арт-роковых групп, ставшая профессиональным коллективом
филармонии еще в 1979 г. и во многом способствовавшая появлению у советской
рок-музыки «официального статуса». Основана в 1969 г. как школьный ансамбль,
в который вошли: Ким Брейтбург (вокал, клавишные), Виктор Литвиненко
(гитара), Анатолий Дейнега (ударные). Через два года группа распадается,
чтобы спустя несколько лет воссоздаться вновь: под именем «Гаудеамус» на базе
ДК Николаевского кораблестроительного института. К ней примыкают гитарист и
клавишник Сергей Васильченко и басист Виктор Радиевский. На одном из
любительских концертов «Д.» замечает представитель филармонии, и группа
начинает работать профессионально. В 1980 г. «Д.» получает приглашение на
фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80», где исполняет получасовую
симфо-роковую сюиту «Под одним небом». Группа занимает на фестивале третье
место (после «Машины времени», «Автографа», «Лабиринта» и «Магнетик бэнд»),
а Брейтбург получает приз как лучший вокалист.
В творчестве «Д.»
уживаются любовь к крупной арт-роковой и симфо-роковой форме и песням, в
которых группа старается придерживаться стилистического разнообразия — от
«новой волны» до блюза и тяжелого рока. Одним из первых «Д.» начинает
использовать лазеры и пиротехнические эффекты.
В 1987 г. «Д.»
участвует в фестивале грампластинок «Мидем». Исполненная им песня имеет
хорошую прессу, но особо приятных последствий успех на «Мидеме» не приносит.
Меж тем популярность группы в стране падает, что в тот период можно наблюдать
и у других «старых» групп: появляются новые имена, рушатся шаблоны, публика
жаждет «то, чего еще не было», и «ветераны» отходят на третий план. «Д.»
начинает играть хэви-металл, достигает определенных успехов (на слуху его
хиты «Не уходи, мой ангел», «Красный рок»), но вскоре возвращается к более
привычной для себя музыке хард-поп. Именно в этом стиле сделан последний
альбом группы.
Сейчас в составе
«Диалога» выступают: Ким Брейтбург — вокал; Виктор Литвиненко — гитара,
вокал; Виктор Радиевский — бас, вокал; Тоомас Ванен (экс-«Радар») — гитара;
Андрей Долгих (экс-« Радар») — клавишные; Анатолий Дейнега — ударные.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Под одним небом" (1981), «Я — человек» (1982),
«Квадратный человек» (1983), "Просто» (1984), «Раздели со мной» (1984),
«Рассказы и сказки» (По Арсению Тарковскому, 1985), «Однажды завтра» (1986),
«Детектив»* (1986), «Красный рок» (1989), «Свой парень» (1990). Пластинки:
«Просто» (ВФГ «Мелодия», 1985), «Ночной дождь» (ЗФГ «Мелодия», 1988),
«Диалог-3» (ВФГ «Мелодия», 1989)
«ДИАЛОГ», арт-рок-группа (Николаев,
Донецк).
Эффектный, мелодически изобретательный и
профессионально исполненный арт-рок этой группы был популярен в первой
половине 80-х годов и стал одним из немногих удачных примеров использования в
отечественном рок-н-ролле образцов серьезной поэзии.
Группа появилась на свет в Николаеве
(Украина) в 1974. Ее основатели Ким Брейтбург (клавишные, гитара, вокал),
Виктор «Клим» Литвиненко (гитара) и Анатолий Дейнега (барабаны) впервые встретились
еще в 1969 в безвестном школьном ансамбле, который играл на вечерах
стандартный англоязычный репертуар. Два года спустя группа естественным
образом распалась в связи с окончанием школы ее участниками. Однако в 1974
Брейтбург (к тому времени изгнанный за пристрастие к року из музыкального
училища, где он учился на отделениях теории музыки и композиции), Литвиненко
и Дейнега, к которым присоединился новый басист Виктор «Вица» Радиевский,
нашли приют под крышей студенческого клуба местного Кораблестроительного
института. В этот период Брейтбург уже начал сочинять сам, хотя основу
репертуара группы, получившей имя «ГАУДЕАМУС», по-прежнему составляли
кавер-версии западных хитов. В 1975 «ГАУДЕАМУС» и выступил в Лениграде с
собственной интерпретацией рок-оперы Jesus Christ Superstar. В том же 1975
группа, под новой вывеской «БАЙКОНУР», устроилась на работу в Джезказганскую
филармонию. В ее рядах появился Сергей Васильченко (флейта, клавишные,
вокал). На следующий год их занесло в Новосибирск, где филармония переименовала
их в «ГУЛЛИВЕР». В 1976 их состав усилил еще один музыкант из Николаева,
гитарист Михаил Пирогов из группы «ГАРМОНИЯ». Дейнега в том же году ушел, и
за барабанами сменилось несколько человек. В 1977 они вернулись в Николаев,
снова стали «ГАУДЕАМУСОМ», хотя пару месяцев числились в местной филармонии
как «ПОЮЩИЕ ЮНГИ». Помимо того у них то появлялась, то исчезала медная
группа.
В 1978 переживавшую трудные времена
группу нашел представитель Донецкой филармонии, предложивший музыкантам
работу и относительную творческую свободу. Тогда же они в последний раз
сменили имя, раз и навсегда став «ДИАЛОГОМ». В группу вернулся Дейнега,
появилась секция духовых в составе: Юрий Ларин (труба), Александр Пирожков
(саксофон) и Владимир Бесьянов (тромбон). Они играли арт-рок и фьюжн,
собственный репертуар и официоз, в том же 1978 стали лауреатами II
Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Запорожье, своими силами поставили
музыкальный спектакль «Слово об Игоревом походе» (по мотивам знаменитого
памятника русской словесности), с которым год разъезжали по стране; в 1979 к
ним на некоторое время присоединилась певица Анна Салмина (позднее «СИНЯЯ
ПТИЦА»).
В марте 1980 группа «ДИАЛОГ» приняла
участие в фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, где показала первое из своих
масштабных музыкальных полотен — сюиту «Под одним небом» на стихи Семена
Кирсанова. Она имела успех и «ДИАЛОГ» занял третье место, а Брейтбург был
отмечен как лучший вокалист — и вполне заслуженно. В том же году «ДИАЛОГ»
выступил в менее революционном, но по тем временам, весьма престижном
песенном фестивале в Сочи, где опять-таки стал лауреатом. К концу 1980
«ДИАЛОГ» покинул Пирогов, следом исчезли все духовики, однако тут же
появились гитарист Юрий Никифоров и певец Владимир Ларченко.
Успех в Тбилиси и олимпийская
оттепель начала 80-х годов позволили «ДИАЛОГУ» отказаться от формального
эстрадного репертуара и целиком переключиться на собственное творчество. В
1982 они поставили очередной opus magnum Брейтбурга, сюиту «Я — человек» (на
стихи известного литовского поэта Юстинаса Марцинкявичуса). В музыкальном
отношении она во многом перекликалась с арт-роковыми опусами GENESIS и YES,
хотя Брейтбург, безусловно, обладал достаточно самобытным мелодическим даром,
а исключительно эффектное и органично вошедшее в структуру концерта-спектакля
лайт-шоу до сих пор не имеет аналогов. Концерты группы, как правило, состояли
из двух отделений: в первом слушателям предлагалась очередная сюита, во
втором — песенная программа, демонстрирующая свой талант сочинять короткие, мелодически
выразительные номера, в которых уживались элементы рок-н-ролла, реггей, новой
волны и других направлений. К явным достоинствам «ДИАЛОГА» следует отнести и
их деликатное обращение с поэзией С. Кирсанова, А. Тарковского, В. Шефнера,
Ю. Левитанского и т. д., которая в этом песенном обличье не теряла своего
смысла и органично вписывалась в мелодический контекст.
В 1982 Ларченко ушел и организовал
собственную группу «ПЛАНЕТЫ». Его место занял Николай Шевченко (клавишные,
вокал) из симферопольской арт-роковой группы «ИНТЕРВЬЮ». В 1984 появляется
сюита «Раздели со мной», в 1986 «Однажды завтра» (вновь на стихи Кирсанова).
Помимо этого в середине 80-х годов группа записала серию довольно интересных
магнитофонных альбомов — « Квадратный
человек» (1983), « Просто»
(1984), « Детектив» (1986).
В декабре 1986 «ДИАЛОГ» удачно
выступил на «Рок-панораме» в Москве, а весной 1987 представлял
звукозаписывающую индустрию СССР на фестивале MIDEM в Каннах, где получил
хорошую прессу и ряд приглашений от организаторов концертов и фестивалей.
Следующие четыре года «ДИАЛОГ» провел за границей: группа выступила в общей
сложности в двадцати трех странах. Вместе с тем бум рок-н-ролла в самом СССР
вывел на первые строки хит-парадов новое поколение звезд, которое принесло с собой
иную шкалу ценностей. На этом фоне «ДИАЛОГ», в поисках успеха обращавшийся то
к хэви-метал, то к банальному, хотя и безупречно звучавшему поп-року,
оказался неактуален.
Группу покинули Васильченко,
Никифоров и Шевченко, их места заняли два музыканта из таллинского «РАДАРА»:
Тоомас Ванем (гитара) и Андрей Долгих (клавишные). Одна за другой вышли три
пластинки группы, но они прошли почти незамеченными. В той или иной форме
«ДИАЛОГ» существовал до начала 90-х годов. Впоследствии его бывшие участники
занялись студийной работой: Брейтбург, в частности, в настоящее время
продюсирует своего николаевского земляка Валерия Меладзе.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Под одним небом (1981)
Я — человек (1982)
Квадратный человек (1983)
Раздели со мной (1984)
Просто (Фирма Мелодия, 1985)
Рассказы и сказки (1985)
Однажды завтра (1986)
Детектив (1986)
Ночной дождь (Фирма Мелодия, 1986)
«Диалог» 3 (Фирма Мелодия, 1988)
Красный рок (1989)
Свой парень (1990)
|